Музей Козульской средней школы №1

Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 15:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск

Архив музея

Главная » Файлы » Экспозиция музея школы » Экспонаты отряда "Феникс"

Каска РККА (1920-е - 1945)
08.06.2016, 08:19

В 20-30-е годы М17 получил распространение в Красной армии. Иногда в Красной армии на шлем прикрепляли красную звезду — либо большую жестяную, такую же, как на каске Адриана М15, используемой в Красной армии, либо звезду меньшего размера; часто звезда была просто нарисована. Для советского правительства использование шлемов, принятых также в армии недружественной Финляндии, было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки, однако существуют доказательства перевыпуска в Ленинграде в начале 1930-х годов небольшой партии шлемов этой модели. М17 имел слабые защитные свойства, и поэтому уже во второй половине 1920-х годов были начаты работы по созданию нового стального шлема.

В СССР к теме средств индивидуальной защиты военнослужащих, в том числе и стальных шлемов обратились в начале 1930-х годов. Однако поначалу немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах привилегированных частей (например, Пролетарской дивизии).

В 1934 году было выдано задание на разработку стального шлема нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Стальной шлем со времен Первой мировой рассматривался как средство защиты от шрапнели (составлявшей в 1930-е 50 % боекомплекта полевой артиллерии). Удар шашкой имитировал попадание шрапнели (Буденный прокомментировал, что шлем недостаточно защищает плечи бойца от поражения сверху).

Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.», в других источниках — СШ-36. В таком виде он немного напоминал немецкий шлем 1916 года. «Каски Адриана», хранившиеся на складах, передали в пожарную охрану — они прослужили пожарным как минимум до 1950-х годов. Стальные шлемы в СССР обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. В РККА на обычные стальные шлемы не наносилось никаких знаков различия, а на парадные — красные звезды. Впоследствии выяснилось, что большие поля нового СШ создают большую парусность. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что СШ сдувало набок. К тому же шлем был слишком тяжёл, хотя особой пулестойкостью не отличался.

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны, и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов, созданных в западных странах. В 1937—38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема, и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М33. Вероятнее всего, именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

Подтулейное устройство имело купольную форму, изготавливалось, как правило, из ткани (также подтулейник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подтулейника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части его купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который, в свою очередь, с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подтулейника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием размера шлема.

В послевоенное время оставшиеся СШ-39 проходили заводской ремонт на заводе ЛМЗ (г. Лысьва), сферы перекрашивались заново и на них ставился подтулейник с СШ-40 (три подушки); как правило, на штампе стоит 1950 год. Такие шлемы передавались в учебные заведения и подразделения Гражданской обороны.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подтулейником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейник состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки посадки. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

 

Категория: Экспонаты отряда "Феникс" | Добавил: zawuch
Просмотров: 235 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0